Хроники лаборатории
Вкратце о текущем состоянии дневника:

В связи с загруженностью очень интересной работой, почти перестал вести блог. Но, как легко убедиться, пролистав блог слегка назад, так было не всегда.
страница: 2 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99
Одной ногой в инди

У вас у всех уже корпоративы отгремели? А то тут у меня с прошлого года как раз в тему игра завалалясь... Но обо всём по порядку.

В прошлом году я задумался о том, что хотел бы писать игры. Снова. Во времена DOS'а я уже пытался быть игроделом (причём у некоторых из них я бы не взялся определить жанр), но сейчас на эти потуги пятнадцати- и двадцатилетней давности без слёз не взглянешь. А без старого компьютера - и не поиграешь толком. Да и надо ли? Так что я решил: надо бы писать новое, под новое железо.

Разумеется, новый Кармак или Пажитнов из меня, конечно, не выйдет. Но обкатать какие-то идеи на работоспособность, дать им выход, облачить в код - это можно. И в конце концов, у меня двое сыновей подрастают, надо им что-то интересное уметь сварганить!

После некоторых размышлений и поисков я остановился на платформе Construct 2. Сочетание полуграфического языка и простоты усваиваемости делает для меня этот инструмент практически идеальным для прототипирования. А если учесть, что C2 генерирует HTML5-код (то есть игру можно запускать в любом более-менее современном браузере), а также позволяет экспортировать всю эту радость дальше - на Android и iOS - так вообще чума! В общем, я засел за изучение.

Тут, кстати, очень помог крупнейший русскоязычный форум по C2 C2Community, а ещё точнее - курсы от его админа. Курсы платные, но оправдывают себя на все 100%. Об этом говорит хотя бы то, что эти деньги я вернул с помощью тех же знаний, что и получил.

И вот как это вышло.

На упомянутом выше форуме периодически проходят разные конкурсы среди начинающих игроделов. И вот первого декабря 2015 года объявили очередной конкурс - «Квестомания». Нужно было за двадцать дней сделать квест. Квест! Конкурс был объявлен заранее, но тема не была озвучена до последнего момента. Я очень хотел участвовать, но когда объявили тему, мне стало грустно. Квестов я никогда не делал и не собирался особо. Квест как жанр компьютерных игр мне симпатичен, но не более. Отдельные игры были шедеврами, это скорее интерактивное кино или мультик. А как программисту мне квесты жуть как скучны: переключай экраны, говори с персонажами, ищи предметы, применяй предметы. Ну мини-игры еще разве что. Технически все просто. И «вытащить» квест может только хорошая история и проработанная графика. Квесты берут атмосферой, погружением...

И вот что, спрашивается, со всем этим делать мне - не художнику, не сценаристу?.. Сказать в жанре новое техническое слово? Чем можно привлечь и удивить, какими неожиданными механиками? Ответ был найден за неделю до конца конкурса. И, кстати, правильность этого ответа была косвенно подтверждена игрой, занявшей первое место. Но об этом чуть ниже.

Как я и говорил, в квесте главное - атмосфера и сюжет. Сюжет (или то, что я тут выдаю за сюжет) банальный, но я решил удивить реализацией. Задумка была в том, чтобы сделать квест, который происходил бы в пределах одного устройства - телефона. Причем в таком месте, где нет ни связи, ни вай-фая. Назвал я игру говорящим названием «После корпоратива». Сама игра проходится за пару минут. Ну максимум за пять. Но относительная оригинальность и юмор позволили занять пятое место из пятнадцати прошедших на конкурс игр. Пятое место хоть и было последним призовым, однако позволило суммой приза полностью покрыть расходы на пройденные курсы. К слову, первое место заняла игра, тоже происходящая в пределах одного устройства. Но по предыстории дело происходило в космосе и игра более атмосферно оформлена.

Это было первое, но не последнее моё выступление на этом форуме. Но об этом - в следующий раз. А пока что возвратимся к теме корпоративов и моей игре. Если хотите поиграть - вот этот мой «оскороносный шедевр». Играть желательно с компьютера, на телефоне и планшете выглядит слишком мелко.



комментарии: 4 RSS HTML рубрики: игродромjuick twitter facebook вконтакте
Жидкий вакуум

Ещё одно довольно старое фото. Идею подсмотрел где-то в Интернете, но применить в таком объёме додумался сам.



комментарии: 0 RSS HTML рубрики: это я так шучуjuick twitter facebook вконтакте
Гарфилд на русском. Инструкция.

Писать инструкции к сайтам - это не самое интересное занятие, да и их чтение не особо развлекает. Но в случае своего сайта хочется такую инструкцию написать хотя бы для того, чтобы как можно более полно донести до читателей объем вложенного в сайт труда. Итак, на данный момент на сайте архива русских переводов Гарфилда сделаны такие забавные вещи:

0. SSL
Начну с чисто технического пункта. Как вы могли заметить, адрес сайта архива начинается с https, а не http. Это означает, что трафик этого сайта между самим сайтом и вами шифруется. Для того, чтобы это стало возможным, мне пришлось купить SSL-сертификат и попросить хостера его настроить. Шифрование мне было нужно по двум причинам. Во-первых, чтобы сделать невозможной инъекцию посторонних (следящих и/или рекламных) скриптов провайдерами и злоумышленниками. Для меня был шок, когда читатели начали мне предъявлять претензии, что я агрессивно (с переадресацией на другие сайты) рекламирую игры или чего похуже. Как выяснилось, рекламу вставлял провайдер. Помните об этом, пользуясь бесплатными сетями доступа. Да и не бесплатные тоже иногда ненамного лучше себя ведут. Во-вторых, SSL-сертификат - обязательное условие, если вы хотите написать своего бота для мессенджера Telegram. А я написать такого бота хотел. И написал, но об этом чуть позже.

1. Главная страница
На главной помещается последний на данный момент стрип (до 9 утра - вчерашний, после - уже сегодняшний). Обычно чтобы почитать перевод самого последнего стрипа, нужно подождать пару часов, пока я переведу и выложу в архив свежевышедший оригинал. Там же, на главной, я разместил поясняющий промо-видеоролик (видеоряд для которого мне сделал один из читателей, а текст начитал ныне подзабытый всеми Василий Борисович Стрельников).

2. Календарик со стрипами
Кнопочка левее даты, выполненная в виде календарика, вызывает сделанный на JavaScript выпадающий календарик, в котором можно выбрать любую дату. Даты с переведёнными стрипами пишутся весёленьким зелёненьким цветом, с непереведёнными - сереньким. Вообще говоря, есть более наглядное и впечатляющее представление об архиве, но о нём чуть ниже.

3. Случайный стрип
Со значком рандома я не особо заморачивался, а нарисовал игральную кость. Эта кнопка переадресует посетителя на случайный стрип в архиве. Причём изначально я думал о переадресации на любой стрип, имеющий перевод, но позже я от этой идеи отказался в пользу совершенно случайной даты. Подумал, что так будет лучше и логичнее.

4. Лайки
В уголке на каждом стрипе есть кнопочка «лайк». И это не столько дань моде, а действительно необходимая вещь. Изначально она потребовалась именно мне, когда я понял, что хотел бы выделить для себя самые смешные стрипы. Сейчас лайки работают по принципу, похожему на интернет-магазин: ты можешь зайти на сайт и ставить лайки без регистрации, как без регистрации в магазине ты можешь класть в корзину товары и оформлять покупки. Но можно и завести свой логин, привязав все лайки к конкретному адресу электронной почты. Причём паролей не требуется - ссылка на авторизацию генерируется автоматически и присылается на почту. В перспективе хочется сделать и своеобразный ТОП самых смешных стрипов, но это в перспективе.

5. Карта переводов
Как поинтереснее и наиболее информативно, наиболее полно представить пользователю объем комикса? Если на книгу можно глянуть и оценить объем по толщине корешка, то в Интернете так не прокатывает. И даже цифры особо ничего не говорят, пока не представлены как-то наглядно. Поэтому я остановился на следующем варианте: много-много маленьких квадратиков по числу стрипов, в зависимости от наличия перевода меняющих цвет. В результате эта карта походит на визуализацию дефрагментации жесткого диска (кто помнит софт девяностых-двухтысячных, меня поймут), но зато очень наглядно. Сначала квадратики могли быть только серыми и зелёными (без перевода и с переводом, соответственно), но когда появились лайки, я стал отмечать там и их. Красненьким.

6. Свой вариант перевода
К любому стрипу (кроме уже переведённого) любой читатель может предложить свой вариант перевода. За последние годы появились даже относительно постоянные помощники, которые предлагают удачные обороты или синонимы. Иногда это действительно очень помогает. Варианты показываются только под непереведёнными стрипами, показывать их для переведённых смысла не вижу.

7. Донат
Под самим стрипом и предложенными переводами я разместил форму для денежной благодарности. Честно говоря, в обычные дни практически не работает. Если напоминать в соцсетях - да, немножко капает. В принципе, то, что донат носит всплескообразный характер, видно по табличке «Поддержка проекта» (на сайте справа). Там поступающие взносы регистрируются в реальном времени (Яндекс.Деньги позволяет это делать). Все поступающие деньги уходят сюда же, на проект. На призы для розыгрышей в соцсетях, хостинг и так далее. В плюс я ещё не выходил, ну да и не ради денег это всё затевалось.

8. Записки переводчика к стрипу
Начиная с первого марта 2015 года я начал иногда писать заметки к переводам. Иногда я поясняю в них игру слов, заложенную в оригинале. Иногда - просто трудности перерисовки или ещё более далёкие от перевода самого стрипа вещи. Но это очень оживило архив.

9. Внешняя деятельность
Сайт делает автоматический кросс-постинг в ЖЖ, инстаграм и канал в телеграме. Имеется группа вконтакте, в которой на данный момент происходит основная движуха типа конкурсов. Туда я заряжаю посты по таймеру, оттуда идёт кросс-постинг в твиттер. Ещё есть телеграм-бот, позволяющий получать любой имеющийся перевод по дате. Также бот умеет выдавать случайный перевод, и в отличие от кнопки «Случайный стрип» на сайте тут речь идет именно о переведённых стрипах. Это продиктовано в первую очередь тем, что на сайте можно прочитать и оригинал, и варианты переводов. А тем, кто пользуются ботом, такие дополнительные сложности ни к чему.

Вот примерно так. Как, впечатляет? Впереди ещё пара совсем технических статеек по поводу кросс-постинга в инстаграм и телеграм, и на этом я думаю, я закончу отчитываться о своих успехах по этому проекту. Хотя нет, ещё же надо написать, сколько я заработал на гуглорекламе!

Если есть замечания по функционированию самого сайта с переводами или по функционированию телеграм-бота, кросс-постингу в другие сети и так далее - пишите сюда или куда-нибудь в личку.


комментарии: 2 RSS HTML рубрики: сайтоводствоjuick twitter facebook вконтакте
Не прислоняться

Этот кадр сделан 18 марта 2015 года в московском метро на смартфон. Я очень люблю такие моменты, когда объекты, образы сходятся в цельную картину, в некую мысль, в определенную форму. Так и в этот раз: случайная девушка в одежде с шипами, удачное расположение её относительно двери и дневное освещение (поезд выехал на поверхность). Получилась на редкость содержательная фотография, мне до сих пор очень нравится.



комментарии: 0 RSS HTML рубрики: фотоохотаjuick twitter facebook вконтакте
История одного проекта. Гарфилд на русском.

Что-то меня потянуло на мемуары. Да и просто захотелось зафиксировать где-то историю одного из любимых моих проектов, а то потом сам не вспомню.

В далеком 2008 году (а может, и в 2007, не помню точно) я набрел в ЖЖ на сообщество garfield_rus, в котором переводили и выкладывали стрипы про Гарфилда, рыжего циничного толстого кота. Чуть позже (а точнее - 28 апреля, я даже потратил пол-дня, чтобы найти эту памятную запись) я предложил этому сообществу свои услуги по переводу. А поскольку в то время я вёл этот блог ещё на ЛИру, вдобавок создал ЛИру-сообщество, в которое дублировал переводы из ЖЖ.

Через некоторое время держатель сайта архива переводов стал уделять своему детищу всё меньше внимания, а потом и вовсе забросил. Мне же нравилось возиться с этим проектом, и через год, в сентябре 2009 года, я сделал свой сайт архива переводов. Наладил трансляцию в ЛИру, сделал автопостинг в ЖЖ... В общем, стал развивать. Игрался с дизайном, пробовал прикручивать разные фишки и прочим ребячеством занимался.

Шли месяцы и годы.

Когда я начинал помогать сообществу в ЖЖ, в Интернете были ещё пара сайтов, предлагавших свой перевод Гарфилда. Ныне из активных переводчиков, похоже, остался один я. Стрипы выходят каждый день, и далеко не у всех есть такое же ослиное упорство, с которым я их каждый же день и перевожу. А если учесть, что с 19 июня 1978 года по сегодняшний день их вышло аж 14 060, а переведено чуть больше половины, такая картина может удручить кого угодно. Причём насчет половины я бы даже уточнил - 50,8% (это всё цифры только на сегодняшний день). «Экватор» я праздновал буквально в этом году, когда 5 августа число переведённых стрипов и стрипов, к которым перевода нет, сравнялось.

Владелец старого архива (он же владелец и основатель ЖЖ-сообщества) передал мне бразды правления сообществом и все переводы, сделанные другими переводчиками до моего там появления. Я ощутил себя королём пустыни - есть огромная территория в полном твоем распоряжении, но нет подданных. В ЖЖ по-прежнему обсуждали выкладываемые мной особо неудачные переводы, но в целом обратной связи стало существенно меньше. Стало ясно, что все ушли в более современные соцсети и что без этих самых сетей никуда.

Хотя нет, я ещё один момент упустил. Владелец окончательно сдался в 2014 году. А в 2011 году вконтакте я нашел группу (знакомый уже твист, не правда ли?), где выкладывали переводы Гарфилда, причём и мои тоже. После непродолжительных переговоров, 6 января 2012 года (сейчас переписку поднял посмотрел), я получил в ней админские права. Но вот окончательно развернул там полномасштабную деятельность только в 2014-ом, после интеграции старого и нового архивов.

С тех пор сайт архива переделывался (особенно последние полгода), переезжал и даже обзавёлся SSL-сертификатом (теперь сайт весь из себя безопасный в соединении с пользователем) и телеграм-ботом, который выдаёт переводы и оригиналы стрипов по запросу. Введены лайки (я делал это максимально аккуратно и удобно для пользователей), изменена навигация, добавлена карта переводов... Я уже говорил, что мне нравится возиться с этим проектом? В общем, это далеко не конец, как вы поняли. Отдельных записей достойны описания всех возможностей архива, мой опыт взаимодействия с гуглорекламой и еще много забавных скрытых внутри этого сайта историй. Но это уже будут больше технические записи (как что устроено) или описательные рассказы (откуда что появилось). А пока что - заходите на сайт архива, вступайте в группу и наслаждайтесь Гарфилдом.

P.S.: Советую идти именно на сайт архива, и смотреть там комиксы времён 90-х и 2000-х, концентрация юмора там выше, на мой взгляд.


комментарии: 0 RSS HTML рубрики: сайтоводствоjuick twitter facebook вконтакте
Граватар

На сегодняший день из многих и многих интернет-технологий и проектов начала нулевых выжили не все. И электронная почта оказалась одной из тех, чей баланс «удобство/сложность/надежность» продолжает быть оптимальным. Неудивительно, что для привязки к тому или иному сервису частенько используется всё же именно эта технология, проверенная временем. Вспомнить хотя бы самых мощных игроков на рынке IT-услуг - Гугл и Эппл: у обоих в основе взаимодействия с пользователем лежат почтовые учетные записи на их сервисах.

Неудивительно, что выжил и сервис «Gravatar». Очень коротко - это Глобально Распознаваемый АВАТАР (globally recognized avatar), его услугами пользуется куча сайтов и довольно давно. Работает это так: вы подтверждаете на сайте Граватара, что ваша электронная почта действительно ваша, и привязываете к ней картинку-аватар (или несколько). Всё. Потом, когда вы указываете свой e-mail на каком-нибудь сайте, тот может по адресу почты «подтянуть» сразу и граватарку. В целом, конечно, это не что-то революционное или жизненно необходимое, но приятная мелочь, когда регистриуешься на форуме или поставляешь комментарий в чьем-нибудь блоге, и аватарку не нужно специально загружать - уже всё есть.


комментарии: 0 RSS HTML рубрики: интернетноеjuick twitter facebook вконтакте
Организационная запись

Так. Судя по комментариям и некоторой технической информации, логин через некоторые соцсети поломался (хотя вот вконтакт работает до сих, пор как часы). Предлагаю беспарольно логиниться по e-mail, как я сделал это на одном своём сайте. Давайте сделаем так: давние мои читатели, пришлите мне письмо на e-mail, я вам ссылку для входа выдам лично каждому. Адрес всё тот же - vexer@vexer.ru.


комментарии: 0 RSS HTML рубрики: жизненноеjuick twitter facebook вконтакте
Реанимация блога

Этот блог был мной так давно и крепко заброшен, что я чувствую потребность сначала «смахнуть пыль» перед тем, как писать в него снова. А пыли накопилось много.

Нет, я не о том, что устарел дизайн, верстка или еще что в этом роде. Просто очень многие события моей жизни прошли мимо блога, и хотя я и старался писать только такие посты, которые со временем не устаревают, необходимо какое-то минимальное "вступление" перед тем, как описывать события далее.

За время существования этого блога Интернет очень поменялся. Смартфоны, сервисы, приложения... С одних площадок люди разбежались (да, камушек в огород (или на могилку) ЛИру), на других площадках делают карьеру (только гляньте на современный Ютуб)... И куда всё движется дальше, на что делать ставку теперь - по-моему, никто не скажет. Но попробовать пофантазировать и проанализировать, наверное, можно. Но прогнозы оставлю на потом. Сейчас же попробую описать самые интересные моменты, которые прошли мимо моих постоянных читателей. Если такие вообще остались. Остались? Ау! Отметьтесь в комментариях, что ли...


комментарии: 10 RSS HTML рубрики: жизненноеjuick twitter facebook вконтакте
Я и религии

Попробую как можно подробнее описать мое отношение к религиям и мое видение их прошлого и будущего. Такой точки зрения я еще не встречал ни у кого, буду рад, если вы укажете мне труды или людей со схожей точкой зрения.

Перво-наперво: я придерживаюсь мнения, что понятия «религия» и «церковь» связаны довольно слабо. Если точнее, связь есть, но она не двухсторонняя. Например, как техпроцесс и завод, который изготавливает продукцию по этому техпроцессу. Завод старается делать так, как записано в техпроцессе. Мало того, переводит техпроцесс на другие языки и отдает другим заводам. А еще в свете изменения условий поставок сырья и поправок на текущие реалии начинают накапливаться огрехи, допущения и погрешности перевода... И это никак не контролируется автором изначального техпроцесса. То есть сказано «просверлить отверстие диаметром 3мм ручной дрелью, нарезать резьбу специальным резчиком, вкрутить винтик, залить винтик синей краской», а почему именно такой дрелью (мы уже изобрели дрель, можно ей? Или деталь слишком нагреется и потеряет какие-то важные свойства?), что делает этот винтик и почему именно синей краской заливать – непонятно. Слишком технично? Ну то ли еще будет, приготовьтесь.

Хотя нет, начну вот с чего: для меня нет спора между наукой и религией. Мало того, без религии не существовало бы и науки. Сама наука появилась не только как прикладной институт, но и как стремление до этого самого бога докопаться – где он сам, и что является его носителем. Эдакая Вавилонская башня, которую человечество упорно сооружает, даже не помня толком, зачем затеяло эту стройку изначально. Но откуда в сознании человечества вообще взялся бог?

Я попробовал заняться реверс-инжинирингом. То есть взял «техпроцесс» и попытался проанализировать с высоты современных знаний, что для чего в нем делается и какой мог бы быть первоначальный замысел автора. К сожалению, я руководствуюсь теми неполными общеизвестными сведениями, что имею, поэтому буду рад помощи подкованных в этой области людей.

Пришел я к очень интересным выводам. Складывается впечатление, что религии написаны как вполне четкие техпроцессы для превращения первобытных дикарей в цивилизованных людей. Причем в религиях есть даже поправки на географические особенности! Перед глазами всплывает картина вполне себе современного конструкторского бюро, в которое поступает следующее задание: «Имеется несколько крупных географически локализованных племен на поверхности Земли. Необходимо сделать из них высокотехнологичную цивилизацию». И всё заверте...

Как пояснить человеку, весь смысл жизни которого – посеять и собрать урожай, подоить козу, наклепать детей, что он должен хотеть лететь к звездам? Да даже если вы ему долго и упорно будете объяснять строение Вселенной, он покивает и пойдет дальше по своим делам, потому что они ему виднее и нужнее. А ваши россказни он потом перескажет небылицами детям, которые никак не улягутся спать.

Нужно замотивировать человека.

Как будем мотивировать? Через беды и несчастья, конечно! Мужик, у тебя урожай погиб, потому что ты неправильно себя вел. Какая связь? Ну... Понимаешь, энергетический баланс, вселенское равновесие... Э-э-э... Событийно-временной континуум... А, ну да, этот способ мы уже пробовали... Короче, мужик! Есть такой всемогущий и всевидящий чувак, он прям очень высоко сидит и всех-всех видит. И если кто-то делает что-то плохое, сразу ему наводит мстю. Сейчас тебе список набросаем, чего делать не надо. А если ты все делал как надо, но мстя все равно прилетела, значит это просто замысел такой, надо перетерпеть, зато потом все будет вообще офигенно. Особенно офигенно будет, когда помрешь. Ну да, после смерти тоже можно жить. И не один раз. И все твои достижения накапливаются, иначе какой смысл жить праведно?

Я, конечно, иронизирую, но только для краткости. Ну и чтобы текст совсем уж не скатился в техническую статью. Главное – эффект достигнут, человек замотивирован. А еще – жутко заинтересован, что это за мужик такой там, наверху.

Дальше уже идут детали. Например, в жарких странах прописать, чтобы уделяли побольше внимания гигиене. Запретить внебрачные связи и нестандартные практики, чтоб инфекции не разносили. Ну и тому подобное.

К примеру, взять обряд венчания. Есть некоторые приготовления, смысл которых сейчас вполне понятен. Воздержание и пост в течении определенного времени нужны, чтобы в организме обновились и созрели нужные половые клетки, и увеличился шанс зачатия (после воздержания-то!). В общем, все направлено на то, чтобы с радостным (я бы даже сказал, праздничным) настроением идти и сделать здорового ребенка. Если это не чисто технический подход, то я даже не знаю...

Или исповедь. Ведь мы живем в сложном мире, да? Нельзя же человеку сказать «если ошибешься хоть раз, то капец. Сохраниться нельзя, переиграть тоже нельзя». Ему нужен тот, кто выслушает и оправдает его, хотя бы отчасти. Или назначит наказание какое-то. Главное, чтобы человеку дальше не так тяжело было жить. Психотерапевт? Ну да, это сейчас такое есть. А на заре человечества-то откуда их взять? Да и мы сами только недавно пришли к подозрению, что священники отчасти и эту функцию выполняют. Когда начали сами (причем опять же – научно!) исследовать, как устроен мозг и как он думает.

Однако времена меняются, технический уровень и человеческие познания о мире становятся все сложнее и обширнее. Техпроцессы религий требуют поправки на современные реалии, но авторов-конструкторов не сыскать. Где та творческая бригада, что сочинила поистине гениальные руководства по выводу человечества на космическую орбиту? Неизвестно. Зато люди вполне себе сами начинают писать свой свод правил и ритуалов для жизни на планете: вакцинация, гигиена, техника безопасности...

Возможно, мы и не достигли еще уровня развития этих безымянных авторов, но лично для меня уже сейчас сквозь ритуальный обвес проглядывает металлический каркас несущих конструкций. Вполне рукотворных, и причем сотворенных инженерным умом. Религии – очень интересная загадка, над расшифровкой которой человечеству корпеть еще не один век. Одни словесные коды молитв чего стоят – почему именно так, а не иначе? Просто для универсальности или действительно звучание определенных звуков в определенной последовательности запускает какие-то необходимые людям смещения в реальности?

В общем, для меня религии (именно во множественном числе) – именно что техпроцессы. В них много тайн и загадок, но видно, что изначально это были мощные инструменты по созданию Человека. Так что когда меня спрашивают, верующий ли я – я отвечаю: да, я глубоко верующий в закон сохранения энергии человек. И верю, что все эти ритуалы и обряды для чего-то, да служат. Точнее, для поддержания душевной и энергетической гармонии как человека, так и Вселенной в целом. Ну а если еще проще, в самой-самой основе религий лежит одна-единственная просьба: Будьте вы человеками!


комментарии: 1 RSS HTML рубрики: точка зренияjuick twitter facebook вконтакте
Можно ли критиковать кино?

Тема, которую я хочу поднять, настолько глубоко и плотно переплетается с несколькими другими темами, что начать сложно. Образно говоря - одно дело найти на грядке сорняк и выполоть его, и совсем другое – выяснить, что сорняк не просто сорняк, а корневой побег соседского дерева. И что таких сорняков у тебя по всему огороду уже понатыкано с десяток.

Итак, суждение о кинокартинах. Давайте попробуем посмотреть – какие пласты понятий и явлений задевает обычное высказывание «фильм – фуфло »

Для начала давайте отделим зерна от плевел: есть критика, а есть критиканство. Если человек говорит, что фильм – фуфло, это частное мнение и к критике не имеет ни малейшего отношения. Если человек говорит, что фильм – фуфло, потому что не захватил сюжет или картинка не понравилась – это критиканство (негативное мнение, основанное на субъективном впечатлении). Критикой же можно называть исключительно обоснованный анализ. Очень, очень многие сводят для себя смысл критики к выявлению ляпов, противоречий и просто к отрицательному суждению. А термин «конструктивная критика »слышится им как «втоптать в грязь аргументами » Между тем настоящая критика иначе как конструктивной быть не может. По сути своей это в некоторой степени математический и логический термин. Критик – не профессия. Критик – это «тот, кто взялся критиковать » И берется он за это дело, имея достаточный для такой деятельности багаж знаний в требуемой области, аналитический аппарат и запасной комплект стальных нервов.

Взгляните внимательно на отзывы о любом мало-мальски известном фильме на разных ресурсах. Если на сайте есть не только пользовательский рейтинг, а и рейтинг критиков, скорее всего эти два рейтинга сильно различаются. Почему так? Да все очень просто: зрительская оценка максимально субъективна. Анализ критиков все-таки старается быть объективным (разумеется, мы берем неангажированного сферического критика в вакууме).

Потянем наш «сорняк »дальше. Отчего же не всякий зритель – критик? Откуда его (зрителя) субъективность и категоричность? Я вам отвечу: оттуда, что каждый зритель воспринимает каждый фильм через совершенно уникальную, собственную призму состояния. Мало того, из-за того, что эта призма непостоянна, один и тот же фильм один и тот же зритель в разные периоды своей жизни может как ругать на чем свет стоит, так и задыхаться от восторга при его просмотре.

Факторов, влияющих на впечатления от просмотра, по большому счету три. Во-первых, это ожидания конкретного зрителя от конкретного фильма. Если фильм ожиданий не оправдает, зритель, естественно, будет недоволен. Это логично: если ты ожидаешь, что тебе нальют виски, а наливают яблочный сок – тут сложно сдержать неудовольствие, каким бы вкусным ни был сок. Если хочется легкого детективного чтива, а тебе подсовывают мрачный триллер про кладбище – тут тоже захочется швырнуть книгу об стену, какой бы гениальной та ни была. Во-вторых, это эмоциональное состояние. Если кино смотреть слегка «под пивом »и большой шумной кампанией, то и на ужастике можно хохотать до колик. Если же испытывать сложный период в отношениях, то и на комедии можно урыдаться. И в-третьих, это багаж прошлых переживаний – как личных, так и «за того парня »(киношного или книжного). Согласитесь, чаще всего довольно сложно назвать захватывающим фильм, сюжетные повороты которого слово в слово повторяют тысячи других фильмов. С опытом нас все сложнее удивить, это медицинский факт, увы...

Значит ли все это, что адекватно и объективно оценить целиком фильм невозможно в принципе? И да, и нет. «Нет, возможно »– потому что есть все же различные кинопремии, которые вручаются как за составные части кинокартин (режиссуру, операторскую работу, звук, спецэффекты и так далее), так и за всю задумку в целом. И «да, невозможно »- потому, что довольно часто фильмы используют киноязык, актуальный именно в момент их создания, и апеллируют к событиям и проблемам своей современности.

Отсюда вытекает, кстати, еще один очень обширный вопрос: а можно ли вообще считать фильмы произведениями искусства? Нет, ну правда: если кино перетряхивает современность и выставляет на обозрение разные проблемы человеческих обществ различной численности, может, кинематограф лучше считать завуалированным СМИ? В новостях вот тоже показывают проблемы различных групп населения Земли, причем не иносказательно, как в кино, и гораздо быстрее.

Конечно же, все не так однозначно. У разных фильмов разные цели. Есть фильмы-аттракционы: неважно, какой сюжет и как играют актеры, главное, что все очень детализовано и красиво! Слева – бабах! Справа – бдыдыщь! Машины – вдребезги, главный злодей – в клочья! Цель такого фильма – развлечь. Глубинные смыслы и душевные терзания персонажей обычно в таких картинах никого не волнуют. Не говоря уже о том, сколько непричастных людей гибнет по ходу «восстановления справедливости » Мысли просты и доходчивы: у главного героя убили собачку, отняли конфету и барабан. Надо обидчика догнать и жестоко ему вломить, чтобы неповадно было. Часто вовлеченность зрителей усиливают еще больше: участь собачки главного героя грозит всей стране! Нет, планете! Тут уж некогда спрашивать, за что это главный гад взъелся на весь род людской, надо срочно бежать и его как следует проучить. Фильмы-аттракционы о том, как Добро отважно побеждает Зло, потом ставит Зло на колени и зверски убивает, не поддаются счету. Но шедеврами или даже произведениями искусства назвать большинство из них язык не повернется: аттракцион, никак не больше. Если совсем утрировать, то такие фильмы – для тела. Мозги отдыхают, задействованы инстинкты и рефлексы, кровь разгоняется, адреналин и гормоны впрыскиваются… Что еще нужно?

В противовес аттракционам есть фильмы-притчи. Создатели таких фильмов берут определенную социальную проблему и крутят ее со всех сторон, показывая ее плюсы, минусы, перспективу и ретроспективу. И тут пиротехника и спецэффекты заменяются качеством актерской игры и режиссуры. Гремят взрывы скандалов, под очередями взглядов рвутся души, от разрядов прикосновений становятся дыбом волосы. Вроде бы - что же считать произведением искусства, если не такие фильмы-притчи? Однако и у таких фильмов есть минусы. Как примеры - малое количество людей, которым близка освещаемая проблема; отсутствие развития персонажей, преодоления проблемы; нечеткость обозначения конфликтов до степени невнятности.

Разумеется, крайности встречаются редко. Чаще все-таки либо в аттракцион замешают столовую ложку возмужания и капельку розовых пузырей, либо притчу припудрят порохом и мордобоем. И подсказать нужные, удачные пропорции, не скатившись в изготовление готовых клише, крайне затруднительно: для каждой истории они свои.

Каким же должен быть фильм, чтобы считаться произведением искусства?

Ну, для начала неплохо бы вывести определение «произведения искусства » Я предпочитаю емкое и короткое определение (пусть оно и не такое обширное и академичное, как в Большой Советской Энциклопедии или Википедии): произведение искусства – то, что побуждает потребителя этого произведения развиваться, быть лучше и совершеннее, чем он есть (я нарочно не употребляю слово «духовный »и «моральный » потому что произведения искусства могут побудить человека в том числе и заняться своим телом).

Мне очень нравится такое определение. Оно максимально раскрывает субъективность восприятия искусства как такового. Кому-то запало в душу шикарное граффити на гаражах: это искусство? В данный момент и для данного человека – безусловно. Но если это граффити растиражировать на всех билбордах и на каждый дом – останется ли это искусством? Нет. Сколько ни тиражируй произведение искусства, оно остается таковым в очень ограниченном контексте. В контексте определенной эпохи, в контексте конкретной культуры, в контексте места нахождения, в конце концов.

Так что нужно сделать съемочной группе, чтобы на фильм не стал просто аттракционом, очередным занудством или завуалированной сводкой новостей? А если еще точнее - какое кино считать искусством?

Мой ответ будет парадоксален: любое. Если кино чем-то в вас задевает, заставляет смеяться и плакать, качать пресс, изучать сальсу или вождение, делать мир лучше, попросить за что-то прощение… В общем, придает движение шестеренкам в голове или толкает задницу к приключениям – для вас это оно. Произведение искусства.


комментарии: 2 RSS HTML рубрики: точка зренияjuick twitter facebook вконтакте
страница: 2 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99
Подписаться


Рубрики:

жизненное
аудио-я
видеомонтаж
фотоохота
ремонт
стихи
рассказы
синематограф
библиотека
фонотека
точка зрения
FAQ
приемчики
придумалось
ожидания-прогнозы
допридумано
рингтоны
это я так шучу
обои
микрозарисовки
опасный Интернет
я в печати
поездки-тусовки
смехоспам
мой код
футболки
игродром
подводная жизнь
сайтоводство
программы
персоны
LI.ru
аватарки
курсоры


Разное:

Полка с фильмами
Книжная полка
Полка с играми
Фотоальбом
Избранное


Календарь записей

2017 (9)
май (1)
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30
3 10 17 24 31
4 11 18 25
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
апрель (1)
март (2)
январь (5)
2016 (10)
2015 (3)
2014 (12)
2013 (10)
2012 (17)
2011 (84)
2010 (172)
2009 (228)
2008 (263)
2007 (154)
2006 (4)
2005 (1)
2004 (1)
2002 (1)
2001 (9)
2000 (9)
1999 (1)
© сайт разработан и поддерживается мной.