В связи с загруженностью очень интересной работой, почти перестал вести блог. Но, как легко убедиться, пролистав блог слегка назад, так было не всегда.
Получилось так, что с жанром «квест» я ознакомился весьма поверхностно, уже на закате жанра, который пришел с появлением Интернета (а вместе с ним и жутким искушением посмотреть прохождение вместо того, чтобы пошевелить собственными извилинами). Закат, конечно, условный - сейчас тоже выходят еще иногда забавные вещи, но такого потока затягивающих вещей вроде серии «Space Quest», старой «Sam & Max Hit the Road» или монументального квеста «The Dig» уже не будет никогда. Есть надежда на развитие жанра в сторону реальной физики, но плоды таких усилий мы увидим чуть позже, хотя подобные игры уже выходят («Uru: Ages Beyond Myst», «Alone In The Dark: Central Park»). Однако сегодня я хотел обратить ваше внимание (если кто-то по какой-то ужасной случайности этого не сделал) на старый добрый шедевр от LucasArts, «Full Throttle». Про квесты от этой фирмы можно писать долго, они все сделаны с большой любовью и тщанием, но этот квест собрал все лучшее и в оптимальных пропорциях. Практически интерактивный мультик, полный юмора и оригинальных находок, он не отпускает даже после полного его прохождения. Как хорошее кино, хочется иногда пересматривать. И я пересматриваю. Благо, саму игру уже давно беспрепятственно можно скачать и запустить под Windows (сама игра сделана на SCUMM, специальном скриптовом языке LucasArts для квестов, и сейчас существуют «проигрыватели» SCUMM-игр для многих операционных систем, так что никаких проблем не возникает. Вроде бы квест - спокойный, неторопливый жанр, но эта игра неуловимо задает ритм, тебя не отпускает ощущение постоянной жизни вокруг - атмосфера создана просто блестяще.
В сети в основном лежит полный качественный перевод от Акеллы, но у меня есть подозрение, что проходить версию с оригинальным звуком и русским текстом интереснее.
Как всегда, осень - пора увядания и потерь. Главное - не забывать, что после осени и зимы снова будет тепло. Всем.
Улыбка Чеширского Кота
Как забыть человека? Никак. Это железно. Можно только подменить воспоминания о нем. Потихоньку, крупинка за крупинкой, размазывая конкретные даты на фотоснимках памяти и оскудняя их описания. Как исчезающий Чеширский Кот, от которого должна неизменно остаться улыбка. Слез не должно оставаться никогда. Надпись «Мы здесь ели мороженое, смеялись и нам было хорошо» подтачивается эррозией времени и превращается в «... здесь ... нам было хорошо», а потом и вовсе остается одно «хорошо», пока и от него не останется только чуть шершавая стена, на которой когда-то были высечены слова. Улыбка Чеширского Кота внушает надежду и чуть приятно горчит ностальгией. А слезы кислотой жгут сердце. Нет, их точно не должно быть. Они отравят каждый сантиметр того, что могло бы быть Улыбкой Чеширского и только глубже выдавят буквы на камне. Страшно жить в мире, населенном призраками прошлого, где с каждого бордюрного камня, из каждого фонтана смотрят на тебя отравленные слезами памятные надписи. Каждое нежное слово, сказанное тогда, объявляется вне закона, потому что режет уши до крови, до крика, до кости. Улыбаясь словам, успокаивая их - вынимаешь из них битое стекло, смягчаешь, кладешь на книжную полку на почетное место, как ценный антиквариат. Слова не виноваты, что были сказаны не тому и не так. Их стоит попробовать сказать снова. Когда-нибудь. Гуляя между Улыбок Чеширского Кота.
Фотоаппараты дешевеют. «Цифровики» на прилавках лежат горами. Молодежь сремится купить сей дивный агрегат, чтобы зафиксировать как можно больше моментов своей жизни. Чтобы было чего вспомнить на старости лет. Чтобы оставить доказательства - «да, я жил». В первую очередь - чтобы доказать это себе. Потому что с каждой минутой уверенность в реальности, стабильности мироздания просачивается сквозь пальцы, утекает с песчинками песочных часов. А ведь фотография - это одна-единственная застывшая чешуйка. А время скользит, скользит... Немногие фотографы могут поймать такой кадр, в котором видна перспектива по времени, движение, жизнь, из которой этот кадр выхвачен. Именно такие фотографы гениальны. Наша естественность - в движении. И вовсе необязательно это движение сопровождать ежесекундным спуском затвора.
Только смелым покоряются моря. И не только моря. И вообще - смелее!
Неизвестность
Неизвестность пугала до дрожи в коленках. Если бы он не сидел, ноги уже отказали бы ему. Он не знал, что перед ним. Состав, происхождение - никакой определенности, одни догадки, каждая страшнее предыдущей. Вот угораздило же! Впрочем, сам виноват. Нечего было выпендриваться. Надо было как все. Как всегда. Но дороги назад нет. Он дрожащей рукой поднял вилку и вонзил ее в нечто, что в столовском меню было обозначено как «Фриттата».
Итак, на вход приходит текст. Например, такой: Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.
Что дальше?
В первую очередь надо привести его к удобоваримому виду: убрать двойные пробелы, символы перевода строки, спустить регистр в нижний. Затем надо «приклеить» предлоги к словам, идущим за ними (чтобы получилось одно «слово», окруженное пробелами) с помощью какого-нибудь специального символа, который потом можно будет убрать. Например, символ подчеркивания. Еще желательно «приклеить» прилагательные к существительным. Но другим «клеем» (я выбрал знак плюса), я потом поясню почему. Это надо, чтобы при перемешивании слов смысл не сильно искажался:
однажды, в_студеную+зимнюю+пору, я из_лесу вышел; был сильный+мороз. гляжу, поднимается медленно в_гору лошадка, везущая+хворосту воз.
Далее аккуратно расчленяем текст на предложения, запоминая чем заканчивается каждая строка:
1. однажды, в_студеную+зимнюю+пору, я из_лесу вышел; 2. был сильный+мороз. 3. гляжу, поднимается медленно в_гору лошадка, везущая+хворосту воз.
При грубом приближении каждое предложение состоит из субпредложений, разделенных запятыми:
1.1 однажды 1.2 в_студеную+зимнюю+пору 1.3 я из_лесу вышел;
Обращу еще раз внимание - «склейки» из прилагательного с существительным считаются одним словом.
Перемешиваем внутри каждого субпредложения слова. Для этого бьем субпредложение на слова, используя пробел как разделитель, перемешиваем слова, затем случайным образом переставляем местами слова в «склейках» и склеиваем обратно субстроки:
1.1 однажды 1.2 в_студеную+пору+зимнюю 1.3 вышел из_лесу я;
Склеиваем обратно строки, возвращая знаки, которыми заканчивались строки (правда, точку с запятой возвращаем простой точкой), заодно первую букву каждой строки делаем строчной:
1. Однажды в_студеную+пору+зимнюю вышел из_лесу я; 2. Был мороз+сильный. 3. Гляжу в_гору поднимается лошадка медленно хворосту+везущая воз
Однажды, в студеную пору зимнюю, вышел из лесу я. Был мороз сильный. Гляжу, в гору поднимается лошадка медленно, хворосту везущая воз.
Вполне по-йодовски, по-моему. По этому алгоритму можно написать программу на любом языке программирования. А если лень писать, можете посмотреть листинг этого прикола.
Очередной сбой в Матрице. На этот раз это табличка к фонтану, которую нельзя прочитать. Потому что по газону ходить нельзя. Живо встает перед глазами картина: рабочие устанавливают табличку, а потом их убирают, чтобы никто не узнал, в честь чего фонтан. Но под покровом дня я прокрался к табличке и раскрыл эту страшную тайну.
Осень - это не только время года. Это и состояние души, и возраст... И все чаще я замечаю помимо замечательной осени в природе еще и осень в душах многих людей моего возраста.
Постепенно стал модным стиль ретро, люди умиляются, вспоминая себя в детстве, города юности и поступки школьных лет. Ретро перерастает в ностальгию. Ностальгию по открытым, светлым лицам, которые люди или чаще видели в детстве, или лучше воспринимали, чем хмурые и злые. Тоска по таким родным, еще без признаков морщин счастливым лицам родителей, еще непрокуренному сильному голосу Пугачевой, автоматам с водой «с сиропом» и «без сиропа».
Вернуться в тогда нельзя, и это только усиливает отчаяние. А молодым жителям мегаполиса хочется большой и светлой любви. Высоких, нежных, романтических отношений, как были у их родителей, пока те не думали о том, как и в какой странной стране будут жить их дети. От осознания этой невозможности становится только щемяще одиноко. Одиноко посреди целого моря людей.
Им хочется окружить себя толпой людей, из которых хоть кто-то их поймет и поддержит. Однако собрать толпу, сплотив ее каким-то общим интересом, несложно. Самое ужасное, когда приходит понимание того, что этой толпе каждому на остальных плевать с высокой горки. Это понимание их пробирает по-настоящему, до рези в мозгах, до жгучих глухих слез в подушку.
И тогда осенний человек приходит к интересному, но далеко не оригинальному выводу: если в этом мире нельзя найти то, что хочешь, надо соорудить это самому. И просыпается отчаянное желание создать семью. Крепкую, счастливую. Как в детстве. Ведь бывало же такое? В тогда... И вот посреди золотой природной осени распускается светлая ностальгическая осень души и в унисон звучит осень народа, живущего в осенней стране. А особенно сильно и тоскливо в каждом осеннем человеке суетного города раздается нота отчаянного одиночества траченого беспокойной жизнью сердца. Сердцу хочется уверенности и любви. Тех уверенности и любви, которые были тогда. В детстве.
Есть такой журнал про компьютерные игры - «Игромания». На прилагающихся к нему дисках выкладывают интервью с разработчиками, анонсы грядущих игр и прочие забавности. Мне попал в руки августовский номер, так что информация слегка устарела, но все равно смешно. От некоторых откровений разработчиков «Call Of Duty 5» пробирает на нездоровый смех. Собственно, это место я и вырезал, снабдив своими коротенькими комментариями (скачать FLV. 4,6Мб).
Случилось так, что во мне возникла потребность ознакомиться с мудростью предков. И не с какой-нибудь, а со свежеиспеченной, свежевыстраданной мудростью. То бишь жуть как захотелось почитать диссертации по определенной теме. Я даже в электронном каталоге «Ленинки» нашел три штуки, которые могли бы меня заинтересовать и собрался заехать поглядеть на них после работы.
Сказано - сделано. Приехал, дотопал до зала электронных диссертаций, и тут началось...
Во-первых, в связи с введением в действие с первого января четвертой части Гражданского Кодекса (да-да, это то, что про авторские права) копирование страниц на электронные носители теперь запрещено. Можно только изготавливать «твердые копии». То бишь печатать на принтере. А это пять рублей за лист против двух в случае копирования. Хотя в прейскуранте и вообще во всех объявлениях и инструкциях по-прежнему присутствует такая услуга, как «перенос на съемный носитель». На робкую шутку, мол, учиться нонче становится не всем по карману, меня отправили в... Думу. Мол, все вопросы к ним, принявшим такую нехорошую четвертую часть ГК. Цену, при которой распечатка трех диссертаций обойдется мне в стоимость хорошего плеера, вероятно, тоже Дума их заставила назначить. Нет, я все понимаю - надо содержать парк пашин, платить всяким библиотекарям и уборщицам, но почему тогда за десять (!) месяцев эти самые библиотекари так и не смогли распечатать новые инструкции и объявления, в которых не будет пресловутого копирования по два рубля за лист? Им что, доставляет садистское удовольствие каждому вроде меня по десять раз на дню объяснять суть нововведений?
Ладно, с подорожанием знаний смириться можно. Быстро сориентировавшись и задушив жабу-симбионта, я уселся выбирать в специальной библиотекарской программе странички, нужные мне в первую очередь. И тут случились грабли номер два: больше тридцати с гаком страниц отправить на печать было нельзя, о чем чудо-программа проинформировала меня тогда, когда я попытался заказать двести страниц из трех диссертаций. Выбрав самое-самое, я отпечатал двадцать страниц. Заплатил. Вернулся отмечать следующую порцию, и тут Система нанесла свой третий удар. Буквально в спину.
Отправив на печать еще тридцать полезных и без всякого сомнения наполненных сокровенными знаниями драгоценнейших страниц на печать, я обнаружил, что на кассе никого нет. Через пару минут вышла тетенька и вперив в меня свой ясный взор, спросила, что я желал спросить. Я желал спросить о судьбе очередной порции отпечатанных листов. На это возмущенная тетенька раздраженно поведала мне, что она уже сдала кассу, и об этом в зале полно объявлений.
Прелестно. За полчаса (!) до закрытия зала снимается касса. А зал продолжает работать. Нет, я понимаю, что это библиотека и сравнения с магазином некорректны, но все-таки: кто мешает снимать кассу после закрытия зала? В чем смысл такого подлого маневра?
В общем, всю дорогу домой я поражался возросшей мощи ненапечатанного слова. Добыть его стало гораздо сложнее...